Ловля на мормышку

Настройка снасти. Очень часто на водоеме можно услышать, что рыба клюет на определенной высоте от дна. Но на самом деле, осторожные поклевки — «тычки» — рыбы начинаются от самого дна, и только в определенный момент рыба хватает наживку. Почувствовать это можно только при хорошо настроенной снасти.
Рекомендации по настройке снастей на все случаи жизни дать довольно сложно. Здесь нужен сугубо индивидуальный подход, но некоторые общие закономерности выявить можно. Очень важно правильно согласовать массу мормышки с толщиной используемой лески. Понятно, что бесполезно вешать мормышку массой 0,25 грамма на леску толщиной 0,15 миллиметра. Вы ее просто не почувствуете. Общие рекомендации такие: на леску диаметром 0,08 миллиметра можно поставить мормышку минимальной массой 0,3 грамма, 0,1 миллиметра — 0,4 грамма, 0,12 миллиметра — 0,5 грамма.

Кивок также должен соответствовать выбранной массе мормышки. Правда, следует сказать, что для ловли окуня кивки нужны более короткие, обеспечивающие большую частоту колебаний мормышки с небольшой амплитудой. Для ловли леща необходимо устанавливать более жесткие кивки большей длины. Лещ предпочитает плавную игру наживки с большой амплитудой. А для плотвы чаще всего нужны длинные, очень мягкие кивки.
Длина кивка под каждый вид рыбы должна подбираться специально и для конкретных условий ловли, и с учетом индивидуальных особенностей удильщика. Очень часто можно наблюдать, что у рыболова происходит много холостых поклевок. Это как раз и связано с неправильным выбором длины кивка. Если у человека недостаточно быстрая реакция, то при коротком кивке он не успевает вовремя сделать подсечку. Рыба, почувствовав вес мормышки, успевает ее бросить. При слишком длинном и мягком кивке приходится выбирать прогиб кивка и слабину лески, что также приводит к холостым поклевкам. Кроме того, при такой настройке снасти приходится делать подсечку практически всей рукой. Это не позволяет контролировать первую стадию вываживания рыбы и зачастую приводит к обрывам.

Техника ловли

При хорошо настроенной снасти научиться выполнению различных технических приемов не составит большого труда. Но игра мормышкой — не механические движения, а своего рода искусство, овладевают которым годами. Даже при большой концентрации рыбы в одной точке практически не удается выловить более трех — четырех рыбин на один вид игры. Рыба настораживается, и приходится постоянно менять игру мормышкой. Так, при ловле окуня спортивный кивок позволяет выполнить более пятнадцати различных видов проводки мормышки без изменения характеристик кивка. В тоже время, не сбалансированный кивок позволяет выполнить не боле пяти.

Основной ошибкой не только у любителей, но зачастую и у спортсменов, является изменяющееся положение руки при выполнении проводки. При этом меняется и положение удочки, и изгиб кивка относительно горизонтальной поверхности. Стабильной, однотонной игры мормышкой не получается. Количество поклевок резко сокращается. Кроме того, поклевка рыбы очень часто выражается в микроскопическом изменении поведения кивка. Чтобы заметить такой сбой, и необходима стабильная игра кивка на всем протяжении проводки.
Положение кивка относительно поверхности воды подбирается индивидуально. Даже у разных спортсменов расположение удочки может меняться от почти вертикального, с кивком направленным вниз, до строго горизонтального. Только необходимо следить, чтобы это положение сохранялось постоянным, на протяжении всей проводки.

Подсечка должна выполняться одной кистью и быть очень короткой. Такая подсечка позволяет оставлять мормышку практически на месте и при холостой поклевке мормышка не исчезает из поля зрения рыбы. Продолжение игры обычно вызывает повторную поклевку. Кроме того, короткая подсечка позволяет почувствовать размер клюнувшей рыбы и своевременно подготовиться к вываживанию. Подсечку необходимо выполнять при любом мельчайшем изменении в игре кивка.
О способах игры мормышкой при ловле различных видов рыб написано много. Не буду повторяться. Постараюсь сказать только о некоторых особенностях.
Практически любая рыба в любое время года положительно отзывается на проводку мормышки сверху вниз. Большинство спортсменов, чтобы не терять время на холостые опускания мормышки, совмещают проводку на опускание и подъем. Игра мормышкой на падении очень эффективна бывает при использовании прикармливания сверху. Желательно при этом подобрать скорость опускания мормышки сопоставимую со скоростью опускания прикормки.
Окунь любит игру мормышкой с высокой частотой. Но в глухозимье часто его поклевку вызывает едва заметное покачивание мормышкой у дна (имитация роющейся в грунте личинки?). При этом поклевка похожа на плотвиную и выражается в плавном подъеме кивка. Причем быстрая подсечка не всегда бывает эффективна. Похоже, что окунь втягивает корм со струей воды. В этом случае легкие мормышки приносят более весомый результат. Только не надо забывать, что крючок должен быть крупным.
Плотва практически никогда не атакует наживку сходу. Она сначала пробует ее и только затем осторожно забирает в рот. Более длинные и мягкие кивки позволяют не насторожить ее на стадии «пробы».

При ловле плотвы на течении, эффективна ловля на «покат». Вес мормышки подбирают таким образом, чтобы чувствовалось дно, но чтобы при отрыве от грунта ее бы сносило. Получается, что мормышка совершает как бы скачки по дну. Поклевка проявляется в том, что мормышку перестает сносить.
Лещ в большинстве случаев предпочитает плавную игру мормышкой. Поэтому при ловле леща необходимо иметь кивки с большим вылетом и более жесткие, чем при ловле плотвы и окуня. Добиваясь монотонного плавного покачивания мормышки с большой амплитудой, совершают медленную проводку по всей толще воды. При этом проводка может совершаться как снизу вверх, так и наоборот. При первых осторожных притрагиваниях рыбы, проводку останавливают, стараясь не сбить при этом игру мормышкой. Иногда требуется до пяти минут, чтобы раздразнить рыбу. После того, как поймана первая рыба, нельзя терять время и мормышку необходимо возвратить на тот же уровень как можно быстрее. Обычно следующая поклевка не заставит себя ждать.

 

Отправить комментарий

avatar